Шичанина Ольга Викторовна
Доцент, кандидат педагогических наук.
Тема кандидатской диссертации - "Формирование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе"
Образование:
В 1990 году окончила с отличием дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, отделение логопедии. В 2008 году - отделение аспирантуры ГОУ Педагогическая академия.
Общий педагогический стаж работы – 26 лет. Имеет 25-летний опыт практической работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего и компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, слабовидящих.
Учитель-логопед высшей категории, учитель-дефектолог, специалист КРО (коррекционно-развивающего обучения) детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста.
С 1998 года изучает и внедряет в практику современные дифференцированные коррекционно-развивающие технологии, направленные на воспитание и обучение старших дошкольников с задержкой психического развития и детей с тяжелой речевой патологией, подготовку их к школе.
В ГОУ Педагогическая академия работает с 2009 года в должности старшего преподавателя.
В ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» с 2012 года в должности доцента кафедры инклюзивного и специального образования.
Автор программ повышения квалификации «Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями», «Коррекционная работа в ДОО с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Читает лекции и проводит занятия по курсам:
1) «Логопедия» (на факультете переподготовки);
2) «Воспитание и развитие детей с речевой патологией в ДОУ»;
- «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушений чтения и письма у детей».
- «Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями» (автор Шичанина О.В.)
- «Коррекционная работа в ДОО с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (автор Шичанина О.В.)
Активный участник всероссийских и международных научно-практических конференций по дефектологии, вопросам специального и инклюзивного образования (2006-2016), научно-педагогических чтений (2006-2016), автор мастер-класса «Реализация принципов инклюзивного образования в коррекционно-педагогической практике учителей-логопедов» (2016, Международная научно-практическая конференция по непрерывному образованию
Область научных интересов:
- особенности формирования познавательной и речевой активности детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития;
- дифференцированный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР и ОНР;
- специфика коррекционно-развивающей работы по подготовке к школе детей различных категорий.
Объект исследования: процесс коррекции лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Задачи исследования: изучить уровень речевого развития детей с ОНР; уточнить дифференциальные признаки речевого развития в норме и при ОНР; определить особенности лексико-семантической недостаточности при ОНР у детей дошкольного возраста; провести анализ методик коррекции лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР; разработать рекомендации по коррекции лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР на основе психолингвистического подхода.
Методы исследования: теоретические, эмпирические, экспериментальные, методы статистической обработки экспериментальных данных.
Основные содержательные характеристики: теоретические, эмпирические, экспериментальные, методы статистической обработки экспериментальных данных.
Результаты исследований и их научная новизна: выявлены особенности лексико-семантической недостаточности при ОНР у детей дошкольного возраста; выполнен анализ методик коррекции лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР; разработаны рекомендации по коррекции лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР на основе психолингвистического подхода.
Практическая значимость исследования: результаты исследования легли в основу методических рекомендаций по коррекции лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР в логопедической работе.
Область(и) применения: рекомендации могут быть использованы в практической работе учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей коррекционных и логопедических групп.
Рекомендации по внедрению: алгоритм коррекции лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР основан на расширении и уточнении семантических полей, формировании понимания лексической сочетаемости слов, активизации обогащённого словарного запаса в различных видах деятельности детей.
По результатам исследования опубликованы / подготовлены:
- Шичанина О.В. Формирование навыков правильного употребления предложно-падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития//Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Региональной научно-практической конференции (8 декабря 2014 г.) М. АСОУ, 2014. С.269-272.
- Шичанина О.В. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Логопедический аспект (2015).