Главная » Статьи » Статьи

Краски речи.

                                                                                                          Зачем нам в тексте запятые,
                                                                                                          многоточье и тире?
                                                                                                          Чтобы фразы простые
                                                                                                           стали интереснее!

      Зачем люди придумали знаки препинания? Это создает дополнительную сложность при написании текста. Достаточно было бы высказать мысль и поставить точку. Но нет, понадобились запятые, чтобы появилась возможность перечислять предметы, восклицательные знаки, чтобы повышать тон, вопросительные, чтобы передавать свою заинтересованность каким-то вопросом. Если же говорить о современном общении, к знакам препинания добавились смайлики, которые передают настроение человека. Зачем столько трудностей?
     «Представляешь, как все просто?!» – скажет кто-то, удивленно вскинув брови. «Просто потрясающе!» – воскликнет другой. Прочитав эти фразы, вы сразу обратите внимание на эмоции в них вложенные.
        Эмоции – часть человеческой натуры, они глубинны и подчас неконтролируемы. Люди злятся на себя за то, что не могут сдержать эмоции, но все равно придумали знаки препинания, чтобы привнести в текст свои ощущения, окрасить свою речь! Зачем?
      Ответ прост – они хотят передать эмоции, донести до читателя не только информацию, но и чувства. На письме для этого используют знаки препинания, а в речи ее неотъемлемую часть – интонацию.
        Проведите маленький эксперимент, попробуйте произнести с разными эмоциями две простых фразы: «Рад встречи с вами», «Это весьма, весьма интересно». В зависимости от выбранного вами настоя, смысл слов все время будет меняться. Любопытно, правда?
      Вот мы и добрались до еще одного секрета печатного теста. Смысл написанного меняется, в зависимости от интонации, с которой его прочли.
      Волшебная фраза «Я люблю тебя». На письме можно поставить всего несколько знаков: . ! ? … Пожалуй все. А в речи? Выделить любое из трех слов: Я люблю тебя. Я люблю тебя. Я люблю тебя. Сказать надменно, устало, с насмешкой, грозно, на грани истерики, с болью, искренне… и каждый, кто услышит интонацию - все поймет. То есть, знаков препинания не хватает, чтобы передать все эмоциональность человека. Потому люди предпочитают живое общение.
     Интонация – это сложный, многогранный компонент речи, позволяющий передать эмоции, экспрессию. Мелодика, ритм, темп, тембр, логическое ударение – если убрать эти элементы интонации, что получиться? Достаточно вспомнить робота из какого-нибудь фантастического фильма: «я очень вам рад». Сразу захочется увидеть друга и услышать, как он весело смеется в ответ на вашу шутку. Не правда ли?
      К сожалению, интонации не уделяется должное внимание. Это вообще мало изученная область. Считалось, что дети почти без обучения овладевают интонационной стороной речи, естественным путём в процессе общения с взрослыми.
     В последнее время появилась проблема детской речи, которая теряет эмоциональность. Педагоги, психологи, и в первую очередь логопеды сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Для ребенка, чья речь только набирает обороты и проходит этапы своего становления, эмоции являются неотъемлемой частью. А интонации прямой проводник между ними. Когда нарушается эмоциональность, смысл сказанного зачастую смазывается. Дети передают информацию: «идет дождь», а не эмоции: «Ура, дождик идет!» У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и у детей с ОНР эта проблема встречается все чаще.
   Данные онтогенеза речевого развития свидетельствуют, что интонационные средства воспринимаются и устанавливаются детьми значительно раньше, чем у них начинает формироваться смысловая речь. Исследования Р.В. Тонковой-Яипольской показали, что процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка уже на стадии гуления. Первой же интонацией, значимой по коммуникативному содержанию, является крик ребенка, который только в момент рождения биологически обусловлен. В дальнейшем, модифицируясь по высоте, силе тембру, протяженности, он приобретает коммуникативный характер и в течении длительного времени остается единственной формой общения со взрослым. И самое, пожалуй, забавное то, что мать превосходно разбирает тонкие грани детских желание, передаваемых только криком. Важна ли интонация для людей? Безусловно!
       В отечественном языкознании основы изучения интонации были заложены Л.В. Щербой. Её также изучали и другие авторы: В.А. Артемов, О.И, Яровенко, Н.И. Лисина. А.Н. Гвоздев, например, уже в 1961г. писал, что: «Интонация, фразовое ударение, паузы также важны для фонетической системы русского языка как фонемы. Ребенок… должен… научиться по ним, как по звукам распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями…»
        Заметив проблему в интонационной скудности речи детей, я решила обратить особое внимание на развитие просодической стороны речи. Для начала необходимо было провести исследование, которое показало бы состояние интонационных компонентов речи на момент поступления детей в логопедическую группу. Была составлена специальная карта интонационной выразительности для детей с нарушениями речи.
      Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.
       Фрагменты из карты исследования интонационной выразительности.
1) Выявление особенностей восприятия на слух. Инструкция: «Сейчас я буду ручкой стучать по столу и выбивать определенный ритм. Слушай внимательно, а после повтори»:

  •  повторяющийся рисунок ритма:

             // // /// ///
            / // / // / // /

  •  сломанный рисунок ритма:

            / /// // // / /
           // / / /// /// / // /
2) Исследование восприятия повествовательной, вопросительной и восклицательной интонаций. Инструкция: «Сейчас я буду произносить предложения, ты внимательно слушай. Если я о чем-то спрошу, подними жёлтую карточку, если воскликну – красную, а если я произнесу предложение, и мой голос будет ровным, спокойным – синюю»:

Дождь закончился!                                             
На крыше висит сосулька.
Кто съел торт?                                                     На улице холодно?
Ночью поют соловьи.                                           Это белка!                                       
3) Сравнение звучания одинаковых по набору слов предложений с различной интонационной нагрузкой. Инструкция: «Сейчас я буду произносить одно предложение, но произносить я буду его по-разному. Слушай внимательно, если я воскликну, подними красную карточку, если спрошу – жёлтую, если сообщу о чем-то – синюю»:
Бабушка печет пироги.                                            
Собака!
Бабушка печет пироги?                                            Собака?
Бабушка печет пироги!                                            Собака.
4) Повторение интонационных конструкций вслед за логопедом. Инструкция: «Я буду произносить предложения. Я буду либо спрашивать, либо сообщать, либо восклицать. Ты послушай и повтори»:
В лесу сыро.                                                           
Молоко полезно пить?
Оса больно кусается?                                              Летом тепло?
Солнце встало!                                                        Ежик колючий.
5) Исследование восприятия и воспроизведения логического ударения.
Инструкция: «Внимательно послушай предложения и скажи, какое слово я выделила»:
Лето было жарким.
Лето было жарким.
Лето было жарким.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на мои вопросы, выделяя главное слово»:

             Бабушка вяжет шарф.
             Кто вяжет шарф?
             Что вяжет бабушка?
             Что бабушка делает?
   Результаты исследования показали, что из двадцати детей только трое владели навыками просодической стороны речи. Двое детей имели диагноз ОНР и один ребенок ФФНР. Это был единственный ребенок, который обладал умением оформлять свое речевое высказывание с помощью интонации. При множественных нарушениях звукопроизношения, Илья прекрасно читал стихи на праздниках.
     Было отмечено, что и дети с ФНР подвержены нарушениям со стороны интонационной окраски речи. Страдает сила голоса, темп, умение ставить фразовое ударение.
    Следовательно, формирование интонационной стороны речи зависит не только от состояния слуха, но и от восприятия ребенком речи взрослого. Дети, родители которых эмоционально окрашивали свою речь, реже страдали от недостатков в области интонирования.
      Также выявлено, что чрезмерное общение ребенка с машинами (телефоны, компьютеры, айпады и т.д.), вносит свою негативную лепту в формирование просодической стороны речи. Машина не обладает возможностью эмоционального общения. Необходимо разумно дозировать «диалог» ребенка с бешеным техническим прогрессом. Любую инновацию можно использовать с умом!
      Итак, исследование темпа речи показало, что большинство детей имеет тенденцию к ускорению темпа речи. При волнении заданий самоконтроль снижался, дети говорили все быстрее, скороговоркой воспроизводя текст, делая при этом большое количество ошибок (запинки, проглатывание окончаний, недоговаривание слов, фраз). Лишь двое детей имели тенденцию к замедлению темпа речи. Эти дети отличались робостью, боязливостью, неуверенностью (Маша, Януш).
      Исследование восприятия и воспроизведения логического ударения показало, воспроизведение и понимание восклицательных конструкций вызывало наименьшие затруднения, но при этом отмечалась одна особенность: вместо повышения голоса, дети часто форсировали его, усиливая тем самым громкость звучания фразы. Один ребенок (Никита) чрезмерно усиливал звучание голоса при воспроизведении восклицательных конструкций.
    Часто на вопросительную фразу дети старались дать ответ. Иногда только после трехкратно повтора задания и приведения примеров со сменой предложения, они понимали смысл и правильно выполняли инструкцию.
   Наибольшие трудности возникали при самостоятельном воспроизведении интонационных конструкций с расстановкой логического ударения. Дети не понимали, что от них требуется. Только по стечению времени, они стали воспроизводить заданные конструкции.
      В исследовании было уделено внимание мимической мускулатуре и жестам, сопровождающим речь. Они находятся в непосредственной зависимости от эмоционального состояния человека. Но этот вопрос требует отдельно серьезного разговора.
     Проделанная работа позволяет сделать вывод, что у детей дошкольного возраста, интонация сформирована недостаточно и нуждается в коррекции не меньше звукопроизношения и других речевых компонентов. Формируя программу для детей с речевыми недостатками, необходимо вставлять упражнения по развитию просодической стороны речи.
       Речь в жизни человека обладает исключительной ролью, это средство общения людей. Эмоции – это выражение человеческих чувств, без которых жизнь скучна. Интонация – средство передачи эмоций и чувств, это краски речи! В интонации заложен смысл сказанного.
Важна ли интонация, как речевой компонент? Я думаю, на этот вопрос вы можете ответить сами…
                                     Учитель-логопед, специальный психолог: Зеленцова Елена Александровна

Категория: Статьи | Добавил: meela (21.09.2016)
Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0