Главная » Статьи » Статьи

Использование конструктора ЛЕГО на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Дети с нарушениями речи, посещающие логопедические группы, как правило, имеют не только нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия. Многим из них также сложно овладевать звуковым анализом и синтезом, анализировать слово и предложение. Однако, дошкольники с речевыми нарушениями должны всем этим овладеть, поскольку от этого зависит успешность не только коррекционной работы, но ещё и овладение их письменной речью, а значит и школьное обучение. В своей работе учителя- логопеды используют много дидактических игр, приемов, наглядности.
В самом начале коррекционно-образовательного процесса каждого ребёнка с нарушением речи необходимо познакомить с понятием «звук», а также в соответствии с ФГОС ДО дошкольнику с речевой патологией нужно усвоить такие понятия как «слог», «слово», «предложение».
Для решения этой задачи в ходе совместной деятельности учителя - логопеда и ребёнка (двигательной, игровой, продуктивной) в своей практике я системно применяю конструктор типа ЛЕГО. Использование конструктора в работе над звуковым анализом и синтезом слова интегрирует такие образовательные области как речевое развитие, познавательное развитие через игровую деятельность.
В наборе конструктора имеются кирпичики разного размера и цвета. Гласные звуки обозначаются маленькими кирпичиками красного цвета. Твёрдые согласные – маленькими кирпичиками синего цвета, а мягкие согласные - маленькими кирпичиками зелёного цвета. Длинные кирпичики жёлтого цвета обозначают слова, средние - слоги.
Изначальное использование конструктора в анализе и синтезе слогов наглядно и интересно детям, т.к. проходит в игровой форме. Т.В. Лусс, автор пособия по использованию ЛЕГО в коррекционно - развивающем процессе считает, что важно на самых первых этапах, когда ребёнку трудно анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог». При работе со слогом ребёнок кладёт перед собой средний кирпичик жёлтого цвета, а маленький кирпичик прикрепляет в то его место, где слышится звук.
Далее при работе со схемой слова из конструктора, когда ребёнок с нарушением речи получает задание определить место звука в слове, используется жёлтый длинный кирпичик и маленькие кирпичики, обозначающие звуки. Дети с речевой патологией без затруднений наглядно демонстрируют, где находится заданный звук (начало, середина, конец слова). Для этого они прикрепляют маленький кирпичик, обозначающий звук, в соответствующее место длинного жёлтого кирпичика, обозначающего слово. Когда схема слова составлена, логопед показывает свой образец. Дошкольники с нарушением речи проверяют правильность выполнения задания. Коррекционно-образовательная деятельность проходит в игровой форме. Предметную картинку (слово) при групповой совместной деятельности учитель - логопед размещает на демонстрационном панно, а при индивидуальной – выкладывает на стол. На картинку ребёнок кладёт длинный кирпичик жёлтого цвета, а маленький прикрепляет в то его место, где слышится звук.
Например. Арина М., 6 лет, не могла выделять гласный звук даже в начале слова. Однако, в процессе нашей совместной деятельности по составлению схемы слова с применением конструктора типа ЛЕГО, девочка научилась самостоятельно определять место гласного звука и в начале, и в конце, и в середине слова.
По аналогии конструктор используется и при составлении схемы предложения. Учитель-логопед предъявляет предложение, а дети выкладывают его схему. Учитель - логопед напоминает, что слова в предложении обозначаются длинными кирпичиками жёлтого цвета. Начало предложения следует показать уголком, наложив сверху маленький кирпичик жёлтого цвета.
Например. Сереже М., 6 лет, было трудно выделить количество слов в предложении. Еще мальчик соединял предлог с последующим словом. Но, после того как мы с ним стали играть с деталями конструктора, и, таким образом, выкладывали предложения, сначала из двух слов, затем из трех, а потом из четырех и из пяти, он быстро научился определять количество слов в предложении и без труда стал называть предлог.
Схемы из конструктора можно использовать при составлении предложений: - с использованием опорных картинок;
- по вопросам кто? что? что делает? кому? чему?;
- путём расширения однородными членами;
- сложноподчинённой конструкции;
- а также при формировании навыка составления короткого пересказа.
С помощью схем из конструктора «записывается» и рассказ. В завершении детям даётся задание определить, сколько было предложений в рассказе. С подобной наглядной опорой дети с речевой патологией легче пересказывают предложенный им учителем – логопедом текст.
Надо отметить, что успех образовательного процесса невозможен без привлечения семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-класс по совместной игре в конструктор. Варианты заданий с конструктором на консультациях я объясняю родителям.
Подобные приёмы формируют интерес к овладению знаниями и полностью соответствуют ФГОС. Главное помнить, что ребёнок научается играть под руководством взрослых.

Литература.
Пособие по обучению игре «С лего станем мы сильней!» Т.В. Лусс, Москва, 2008г.
Справочник логопеда. Рекомендации по организации индивидуальных занятий по обучению произношению и их анализу. М.А. Поваляева, Ростов-на –Дону, 2008г.
«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Л.Н. Ефименкова, Москва, 2006г.

                                 Автор: учитель-логопед Лапшенкова А.В., МДОУ №80, г. Раменское, М.О.

Категория: Статьи | Добавил: anastasyarog1983 (09.09.2016)
Просмотров: 586 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar