Главная » Статьи » Статьи

Логопедический досуг как одна из форм совместной работы с родителями в ДОУ в условиях введения ФГОС

Логопедический досуг как одна из форм совместной работы с родителями в ДОУ в условиях введения ФГОС

Соколова Светлана Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 60

Учитель – логопед I квалификационной категории

Московская область, г. Раменское

 

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Семья и дошкольное образовательное учреждение имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ “Об образовании” ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

С введением Федерального государственного стандарта признание приоритета семейного воспитания требует взаимоотношений образовательного учреждения с семьей, основанных на сотрудничестве и доверии. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

В данном случае сотрудничество с семьей ребенка с речевыми нарушениями играет огромную роль.

Однако в вопросе взаимодействия и сотрудничества учителя – логопеда с родителями имеется немало сложных противоречий.

Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей. (На практике у таких родителей мы наблюдаем низкую заинтересованность в выполнении домашних заданий из-за того, что они полагаются полностью на специалистов, а с себя снимают ответственность.)

Другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. (У таких родителей на практике мы наблюдаем некомпетентность в речевом развитии детей, низкий показатель собственной культуры речи.)

Третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. (На практике: формальное выполнение домашних заданий: приклеивание картинок без отработки материала; а также недостаточный эмоциональный контакт, недостаточное участие родителей в жизни ребенка, а дети проводят весь день в детском саду и им очень хочется, чтобы родители «прожили» хотя бы часть интересных и важных для детей моментов, событий, которыми наполнена жизнь в ДОУ).

Поэтому перед учителями – логопедами встают следующие задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики;

пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

воспитывать привычку обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания;

- вовлечь семью в единое образовательное пространство.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Однако, учителя - логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, бывают к ней не готовы.

Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя - логопеда, а именно сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.

Необычной, инновационной и продуктивной формой взаимодействия учителя – логопеда, детей и родителей являются совместные логопедические досуги в ДОУ, где родители становятся непосредственно участниками педагогического процесса.

Данная форма работы вызывает у родителей интерес, помогает понять, осознать свою роль в процессе развития детей. Родители могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции, автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность. Необычно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями позволяет им стать более грамотными, вооружиться определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, осознанно и действенно, а главное, творчески участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Кроме того, участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные навыки звукопроизношения. Мною был разработан цикл досугов, направленных на активное вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс. Цикл досугов рассчитан на два года обучения и включает в себя 8-9 мероприятий, отражающих в себе тематику времен года с целью закрепления у детей – логопатов временных представлений и актуализации знаний о сезонных изменениях в природе.

Каждый из досугов направлен на развитие и коррекцию определенной стороны речи. В досуги, которые были направлены на коррекцию звукопроизношения, были включены следующие совместные для детей и родителей задания: озвучивание родителями в стихотворной форме и выполнение детьми артикуляционных упражнений, совместное выполнение нескольких упражнений из пальчиковой гимнастики; были включены задания на отгадывание проиллюстрированных чистоговорок (на втором году обучения - скороговорок) и их озвучивание.

В досуги, которые отражали в себе в основном такой раздел в речевом развитии детей, как обучение грамоте, были включены следующие совместные задания: выкладывание из букв разрезной азбуки отгаданных слов, определение места звука в слове, выкладывание из семян арбуза угаданных зашумленных букв. Также детям и родителям предлагалось отхлопать количество слогов в словах, восстановить цепочку слов (каждое последующее слово должно было начинаться со звука, на который заканчивалось предыдущее).

Досуги, которые были направлены на формирование лексико-грамматических представлений, были насыщены различными заданиями, включающими в себя упражнения на формирования навыка словоизменения, словообразования, отработку предложно-падежных конструкций.

Досуги, посвященные развитию связной речи, включали в себя следующие задания: «Изобразить приметы определенного месяца времени года на листе бумаги (домашнее задание) и рассказать о них» (рассказ излагался как родителем, так и ребенком, иллюстрации выводились на экран).

Предлагалось составить описательные рассказы по опорным схемам как о временах года, так и о различных предметах и объектах.

Включалось разыгрывание инсценировок между детьми и родителями, чтение стихотворений.

Последний итоговый досуг был разработан под названием: «Праздник правильной и красивой речи» и был проведен в форме турнира между родителями и детьми, где каждый из участников смог продемонстрировать свои познания в русском языке. В турнир были включены задания, которые касались разных разделов русского языка: фонетики, грамматики, лексики, связной речи. Детям и родителям предлагалось сделать звукобуквенный разбор слова, составить слова из рассыпавшихся слогов, вставить пропущенные буквы в слова, исправить предложения (в этом задании учитывались как формирование грамматического строя речи, так и культура речи); задание на отгадывание проиллюстрированных скороговорок и правильное, четкое их произнесение; задания на подбор синонимов и антонимов (к одним и тем же словам взрослые подбирали синонимы, а дети антонимы), образование относительных прилагательных («Из чего какой?»). Был проведен конкурс капитанов, где необходимо было составить предложение из рассыпавшихся слов, записать его на доске печатными буквами и сделать разбор получившегося предложения. Завершающий тур проходил под названием «Театральный», где участники каждой команды должны были продемонстрировать свои артистические способности в виде инсценирования небольших отрывков произведений известных поэтов и писателей.

Каждое мероприятие включало в себя занимательные динамические паузы, направленные на развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики рук. А также включались элементы логоритмики, танцы, песни.

Все досуги сопровождались яркими, красочными мультимедийными презентациями, вызвавшими большой интерес у детей и родителей. Кроме этого, все задания каждого досуга были связаны между собой оригинальным сюжетом.

После проведения ряда совместных логопедических досугов в нашем дошкольном учреждении результаты не заставили себя долго ждать:

- у родителей повысилась познавательная активность в области логопедии: появилась заинтересованность в выполнении домашних заданий и в коррекции речевого развития своих детей;

- формальное выполнение домашних заданий перешло в качественное;

-совместная работа у детей и родителей вызвала большой эмоциональный подъем;

- во время проведения совместных досугов у детей повысилось желание говорить красиво и правильно за счет того, что они были очень сильно эмоционально замотивированы партнерским участием своих родителей в данных мероприятиях;

- данные мероприятия повысили творческий потенциал учителя – логопеда для дальнейших разработок совместных логопедических досугов.

Литература

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.18 п.1. 2012г.

ФГОС. М: Просвещение, 2013 г.

 

Категория: Статьи | Добавил: катяК (22.03.2017)
Просмотров: 713 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 ulius77 • 21:55, 22.03.2017
Очень интересный и полезный материал для педагогов-практиков, открывающий новые возможности в работе с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
avatar