Главная » Статьи » Статьи |
Обогащение словаря детей родственными словами. Барсукова Наталья Александровна, учитель-логопед, МДОУ №76 Краснова Светлана Юрьевна, воспитатель, МДОУ №76 Важной особенностью речи ребенка с ОНР 3 уровня является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. В развитии логического мышления и памяти ребёнка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребёнком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играют упражнения с родственными словами. Разные игры и упражнения, разнообразные задания по словообразованию, обучению подбору родственных слов должны использовать и учитель-логопед, и воспитатели, и родители в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Упражнения для обучения подбору родственных слов даны в Приложении 1 . Игры и упражнения по подбору родственных слов используются во время коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателем в коррекционный час и в разные режимные моменты. В основе работы по обогащению речи детей родственными словами используется методика В.В. Коноваленко. Цели работы по развитию словаря детей родственными словами: - качественное и количественное обогащение лексики; - практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке;
Успешность, эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями, в деятельности которых выделяются основные направления: коррекционно-воспитательные и общеобразовательные. В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективный тематический план, который согласовывается с воспитателем. В логопедической группе и учитель-логопед, и воспитатели работают всю неделю по одной лексической теме, т.е. темы учителя-логопеда и воспитателя совпадают. При планировании намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить по данной возрастной группе. В течение года учителем –логопедом составляется картотека родственных слов и изготовляются пособия, игры, подбирается картинный материал. Вашему вниманию представлен план по обогащению словаря детей родственными словами на первый период обучения (Приложение 2). Этот словарь отрабатывается учителем-логопедом во время коррекционно-образовательной деятельности (обучение) и воспитателем в коррекционный час (закрепление). Работа воспитателя по обогащению словаря в некоторых случаях предшествует логопедическим занятиям, а в других случаях воспитатели сосредотачивают внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Эта работа ведётся как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Уже неоднократно доказано, что в игровой форме мышление протекает быстрее и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче, поэтому в логопедических группах использование различных игр в образовательных целях должно использоваться больше, чем в общеобразовательных группах ДОУ. Воспитатели логопедической группы играют важную роль во взаимодействии логопеда и родителей, вовлечении их в коррекционный процесс. Чем теснее будет взаимодействие родителей с воспитателем и учителем-логопедом, тем лучше будет результат коррекционной работы с детьми. Во время проведения родительских собраний родители неоднократно знакомятся с важностью развития словаря и грамматического строя речи детей, на мастер-классах знакомятся с упражнениями для обучения подбору родственных слов, видами работ. В качестве итога работы с родственными словами в конце учебного года проводится конкурс для родителей и детей на мини-сочинение с родственными словами. Свои сочинения дети красочно оформляют, стараясь запечатлеть в рисунках все подобранные слова-родственники. Итак, для наилучшего достижения результатов обучения детей подбору родственных слов необходимо:
Приложение 1. Упражнения для обучения подбору родственных слов. 1. Подбор родственных слов к главному, ключевому слову. Образование детьми родственных слов по данному педагогом образцу. При затруднениях детей в словообразовании родственных слов в качестве вспомогательного приёма используются вопросы педагога. Нужно учить детей подбирать родственные слова, используя разные части речи. Н-р: Друг- дружочек, дружище, подруга, дружба, дружный, дружить. 2. Выделение в каждой группе родственных слов главного, несущего основной смысл и являющегося ключом, основой, от которой образованы все слова данной группы. Н-р: Барабанить, барабан, барабанище, барабанщик, барабанящий, барабанный, забарабанить. 3. Исключение «лишнего» слова, не подходящего по смыслу. Н-р: Голубь, голубка, голубятня, голубой, голубятник, голубочек. 4.Группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из представленных групп слов на 2 разные родственные «семьи». Н-р: лесной, лесник, лист, листочек, лес, листопад, лесничество. 5. Игра в мяч. Самостоятельное (без опоры на образец) образование детьми родственных слов, обозначающих признаки предметов, действия, предметы с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением. Приложение 2. План работы по обогащению речи детей родственными словами старшего дошкольного возраста (первый период обучения)
| |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 505 | |
Всего комментариев: 0 | |