Главная » Статьи » Статьи

Обогащение словаря детей родственными словами.

Обогащение словаря детей родственными словами.

                                                       Барсукова Наталья Александровна,

                                              учитель-логопед, МДОУ №76

                                                                           Краснова Светлана Юрьевна,

                                                                            воспитатель, МДОУ №76

Важной особенностью речи ребенка с ОНР 3 уровня является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

В развитии логического мышления и памяти ребёнка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребёнком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играют упражнения с родственными словами.  Разные игры и упражнения, разнообразные задания по словообразованию, обучению подбору родственных слов должны использовать и учитель-логопед, и воспитатели, и родители в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Упражнения для обучения подбору родственных слов даны в Приложении 1 . Игры и упражнения по подбору родственных слов используются во время коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателем в коррекционный час и в разные режимные моменты.

        В основе работы по обогащению речи детей родственными словами используется методика В.В. Коноваленко.

Цели работы по развитию словаря детей родственными словами:

-   качественное и количественное обогащение лексики;

-   практическое усвоение и применение  различных способов

словообразования в русском языке;

  • тренировка слухового внимания и вербальной памяти;
  • подготовка детей к усвоению состава слова.

Успешность, эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями, в деятельности которых выделяются основные направления: коррекционно-воспитательные и общеобразовательные.

В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективный тематический план, который согласовывается с воспитателем. В логопедической группе и учитель-логопед, и воспитатели работают всю неделю по одной лексической теме, т.е. темы учителя-логопеда и воспитателя совпадают. При планировании намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить по данной возрастной группе. В течение года учителем –логопедом составляется картотека родственных слов и изготовляются пособия, игры, подбирается картинный материал.

Вашему вниманию представлен план по обогащению словаря детей родственными словами на первый период обучения (Приложение 2). Этот словарь отрабатывается учителем-логопедом во время коррекционно-образовательной деятельности (обучение) и воспитателем в коррекционный час (закрепление).

Работа воспитателя по обогащению словаря в некоторых случаях предшествует логопедическим занятиям, а в других случаях воспитатели сосредотачивают внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Эта работа ведётся как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Уже неоднократно доказано, что в игровой форме мышление протекает быстрее и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче, поэтому в логопедических группах использование различных игр в образовательных целях должно использоваться больше, чем в общеобразовательных группах ДОУ. 

         Воспитатели логопедической группы играют важную роль во взаимодействии логопеда и родителей, вовлечении их в коррекционный процесс. Чем теснее будет взаимодействие родителей с воспитателем и учителем-логопедом, тем лучше будет результат коррекционной работы с детьми. Во время проведения родительских собраний родители неоднократно знакомятся с важностью развития словаря и грамматического строя речи детей, на мастер-классах знакомятся с упражнениями для обучения подбору родственных слов, видами работ. В качестве итога работы с родственными словами в конце учебного года проводится конкурс для родителей и детей на мини-сочинение с родственными словами. Свои сочинения дети красочно оформляют, стараясь запечатлеть в рисунках все подобранные слова-родственники.

Итак, для наилучшего достижения результатов обучения детей подбору родственных слов необходимо:

  •  систематическая работа по обучению подбору родственных слов;
  • комплексная работа: учитель-логопед-воспитатель-родители;
  • использование разных форм деятельности: занятия, игры, викторины, конкурсы, педмастерские для воспитателей, собрания для родителей;
  • изготовление картотеки и пособий родственных слов.

Приложение 1.

Упражнения  для обучения подбору родственных слов.

1. Подбор родственных слов к главному, ключевому слову. Образование детьми родственных слов по данному педагогом образцу.

При затруднениях детей в словообразовании родственных слов в качестве вспомогательного приёма используются вопросы педагога. Нужно учить детей подбирать родственные слова, используя разные части речи.

Н-р: Друг- дружочек, дружище, подруга,  дружба, дружный, дружить.

2. Выделение в каждой группе родственных слов главного, несущего основной смысл и являющегося ключом, основой, от которой образованы все слова данной группы.

Н-р: Барабанить, барабан, барабанище, барабанщик, барабанящий, барабанный, забарабанить.

3. Исключение «лишнего» слова, не подходящего по смыслу.

Н-р: Голубь, голубка, голубятня, голубой, голубятник, голубочек.

4.Группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из представленных групп слов на 2 разные родственные «семьи».

Н-р: лесной, лесник, лист,  листочек, лес, листопад, лесничество.

5. Игра в мяч. Самостоятельное (без опоры на образец) образование детьми родственных слов, обозначающих признаки предметов, действия, предметы с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.

Приложение 2.

План работы по обогащению речи детей родственными словами

                                  старшего дошкольного возраста

(первый период обучения)

Лексическая тема

Обогащение речи детей родственными словами

«Игрушки»

Игра- игрушки, играть, выигрывать, заигрывать, игрун, игривый… 

Барабан- барабанчик, барабанище, барабанщик, барабанщица, барабанящий, барабанить, забарабанить…

«Фрукты-  Ягоды- Овощи»

Яблоко- яблочко, яблочный (сок), яблоня, яблоневый (сад), яблоневод…

Сад- садок, садик, садище,  садовод, садовник, садовый (инвентарь) Ягода- ягодка, ягодный (пирог)…

Овощ- овощной (салат), овощерезка, овощевод, овощехранилище….

«Злаки. Хлеб»

Хлеб- хлебушек, хлебница, хлебный (квас), хлебороб…

Зерно- зёрнышко, зерновой (хлеб), зернохранилище..

«Деревья. Лес»

Лес- лесок, лесище, лесник, лесничий, лесоруб, лесопилка, лесовичок, лесная (тропинка) …

Дерево- деревце, деревянный, деревообрабатыващий..

Лист- листик, листок, листочек, листва, листопад, лиственница…

Берёза- берёзка, берёзонька, берёзовый (лист),подберёзовик…

«Осень. Грибы»

Дождь- дождик, дождище, дождливый,  дождевик, дождинка…

Гриб- грибок, грибочек, грибище, грибник, грибной (дождь)…

«Домашние животные»

Дом- домик, домок, домище, домовой, домашние (животные)…

Двор- дворик, дворище, дворец, дворовый (пёс), дворник, подворье...

Кот- котик, котята, кошка, кошачья (семья)…  Конь- конёк, конюх, конюшня, конный (топот), конский (хвост), конеферма, конина…

Коза- козочка, козёл, козлята, козлятник, козье (молоко), козий …

«Дикие животные»

Лиса- лис, лисята, лисичка, лисонька, лисий (хвост)...

Зверь- зверьё, зверёк, зверинец, звериный, озвереть…

«Домашние птицы»

Гусь- гусыня, гусята, гусак, гусиные (перья), гусеводство…

Петух-петушок, петушиный, петушиться…

Корм- кормить, кормёжка, кормилица, комбикорм, кормушка... 

«Дикие птицы»

Ворона- ворон, воронёнок, воронята, вороний (клюв), вороньё, проворонить… Голубь-голубка, голубок, голубятня, голубиное …

«Человек. Семья»

Семья- семейка, семьянин, семейный (человек)…Брат- братик, братишка, браток, братан, братский (ремень)…

Друг- дружить, дружба, подруга, дружище, дружочек, дружный…

Глаз- глазок, глазик, глазище, глазоньки, глазница, синеглазый…

«Посуда»

Соль-солонка, сахар-сахарница, конфета –конфетница

Категория: Статьи | Добавил: катяК (26.09.2016)
Просмотров: 465 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar