Главная » Статьи » Статьи

Приемы развития фонематического восприятия у детей с ОНР

Перед каждым учителем-логопедом, работающим в детском саду, стоит задача сформировать у детей навыки анализа фонетической структуры слова. Известно, что ребенок может провести  звуковой  анализ, у которого развит фонематический слух и сформировано фонематическое восприятие.  Если фонематический слух может развиваться спонтанно, в процессе общения с взрослыми, то фонематическому восприятию необходимо обучать даже детей с нормальным речевым развитием.

      В своей работе я широко  использую  приемы развития фонематического восприятия как средство подведения детей к звуковому анализу.  Практика показывает, что пока работа идет только по выделению из состава слова начального гласного и согласного звуков, дети с заданием справляются почти без затруднений и уверенно отвечают на вопросы учителя - логопеда:  -   С какого звука начинаются слова «паук», «панама» и т.д.? Но как только задание усложняется, т.е. перед ребенком стоит задача выделения звука не только из начала, но из конца и середины слова  и самостоятельное определение позиции звука в слове, картина резко меняется. Дело в том, что дети должны не только услышать, узнать звук  в составе слова, к чему мы их уже подготовили, формируя их фонематическое восприятие, но и провести сравнительную работу по определению позиции звука в слове  по отношению к началу и концу слова. И вот на этом этапе обычно возникают у детей затруднения, преодолеть которые можно только в том случае, если ребенок осознает вариативность позиций звуков в слове, поймет, что слово-это линейный ряд фонем.

      Опыт работы с детьми с ОНР убедил меня в том, что начинать необходимо с формирования схемы собственного тела, с различения правой и левой руки и развития пространственных ориентировок. Эту работу я веду одновременно  с работой по формированию фонематического восприятия. Упражнения на различение правой и левой руки провожу как организационный момент в непосредственной образовательной деятельности, использую  в  физкультминутках. С первых дней к этой работе подключаются воспитатели и закрепляют различение левой и правой руки в режимных моментах, в подвижных играх.

      Далее мы переходим к работе по осознанию детьми таких понятий как «слева», «справа». Для этого использую упражнения типа: «Поверните голову вправо (влево)», «Повернитесь вправо (влево)».

     «Топ-топ-топ - это влево поворот.

       Топ-топ-топ - это вправо поворот.

       Влево - вправо повернись и на место становись».

      В организационные моменты включаю задания типа: «Сядет тот, кто назовет предметы справа (слева) от себя». Закрепив с детьми эти понятия, перехожу к работе по осознанию детьми физического ряда, как чего-то, имеющего начало, конец, середину. Начинаю с простейшего построения детей в колонку, при котором само расположение детей указывает на начало и конец ряда. Провожу  игры, смысл которых одинаков: найти по заданию место в ряду, правильно назвать, где кто стоит («Найди место в ряду», «Угадай-ка»). Вызываются три ребенка и по заданию учителя-логопеда встают в начале ряда, в конце,  в середине ряда. После того, как дети встали на свое место в ряду, учитель-логопед задает вопросы группе: «Правильно Саша выполнил задание? Где сейчас стоит  Саша? Саша, где ты стоишь?» По формированию понятия начала, середины и конца ряда провожу  игры-упражнения «Магазин игрушек», «Магазин одежды». Дети «оформляют витрины магазинов», расставляя по заданию учителя-логопеда игрушки или развешивая одежду в начале, в конце или середине ряда, оречевляя свои действия с тем, чтобы «в начале», «в конце», «в середине» вошли в активный словарь ребенка.

     Более сложным и важным оказывается следующий  этап  работы, когда дети строятся в шеренгу. Чтобы определить начало и конец ряда, у детей должен быть сформирован навык отсчета слева направо. Как правило, у детей, поступающих в наши группы, такой навык оказывается не сформированным, поэтому с первых дней  вместе с воспитателями  проводим работу по обучению пересчету слева направо.

     Следующий этап работы – с картинками, выставленными в ряд, в котором перевернутыми  бывают 1-2-3 картинки в начале, в середине или в конце ряда. Вызванный ребенок по своему желанию переворачивает изображением вверх любую картинку и говорит, что он сделал: « Я перевернул картинку в начале ряда». Вариантов игр-упражнений с картинками  много: «Добавь картинку в ряд», «Где была картинка?» Их количество и разнообразие зависит от творчества учителя-логопеда и от того, насколько быстро дети усвоят формируемые понятия.

      Отработав все перечисленные упражнения и убедившись, что они достигли цели, перехожу к формированию у детей понятия о том, что слово – это ряд звуков, имеющий начало, середину, конец и правила отсчета слева направо. В формировании этого понятия я использую известный прием «живые звуки», который помогает материализовать звуки, увидеть знакомое построение в шеренгу и быстро сориентироваться в определении начала, середины и конца звукового ряда. Этот прием я широко использую при анализе слогов, односложных слов и применяю до тех пор, пока не будет уверенности в том, что дети полностью осознали, осмыслили эти понятия, и  навыки, необходимые для обучения звуковому анализу, у них сформированы. Опыт использования в работе перечисленных приемов  убедил меня в их результативности и необходимости.

      В заключение хочу сказать, что вся проводимая учителями-логопедами работа по развитию пространственного ориентирования, фонематического восприятия является необходимой не только для обучения грамоте, но и важнейшим средством профилактики дисграфии у детей в школе.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: garnova_07 (10.10.2016)
Просмотров: 277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar