Главная » Статьи » Статьи

Примерные формулировки для написания характеристик на детей.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ:

 следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого МДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам.Оценка адаптации ребенка в группе: высокая, средняя, низкая (указать трудности в адаптации).

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ:

 

состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

Тип семьи:

а) благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);

б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в детском саду);

в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни, пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

г) конфликтная семья (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, семья находится в состоянии развода, конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).

Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие

Характер взаимоотношений родителей с ребенком: 

а) семейный диктат (систематическое подавление инициативы и собственного достоинства ребенка); б) чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

в) попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);

г) сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).

 

ОСОБЕННОСТИ  ВНЕШНЕГО  ВИДА:

 

осанка, походка, жесты, мимика, наличие слюнотечения и т.д.


СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:

 

 указать группу здоровья; как часто болеет и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок энурезом и (или) энкопрезом и т.д.

 

 КОНТАКТ (речевой, мимический, жестовый):     

(Не) понимает требования воспитателя, (не) выполняет их. Требуется неоднократное повторение. Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом). Сам вступает в контакт. Проявляет заинтересованность в контакте. Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный (указать с кем контактирует). В контакт не вступает. Активность речевого общения соответствует норме (повышенная, снижена, негативное отношение к общению, избегает общения с взрослыми и /или сверстниками). Проявляет    речевой негативизм.  (Не) стремится к лидерству в группе, признается за лидера другими детьми. Если есть специфичные жестовые или мимические проявления указать какие.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:

Активен, пассивен, подвижный, инертный, медлительный, деятельный, бодрый, вялый, спокойный, (не) уравновешенный, возбудимый, заторможенный, подавленный, двигательная расторможенность, избалованность, (резкие)  колебания настроения в течение дня, конфликтен, испытывает страхи (указать какие). (Не) способен проявлять произвольность, (не) прикладывает волевые усилия, (не) проявляет настойчивость при встречающихся трудностях. (Не) адекватное проявление эмоций.

АГРЕССИВНОСТЬ:

Физическая (ломает игрушки, постройки, рвет книжки, толкает, бьет, кусает других детей, плюется). Скрытая агрессия (щиплет, обзывает других, когда не видит взрослый). Вербальная (ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова). Угрозы (замахивается, но не ударяет, пугает других). Проявление агрессивности в мимике (сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки). Проявляет агрессию, как реакцию на ограничение (сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное поведение). Агрессия, направленная на себя (кусает или щиплет себя, просит стукнуть себя еще раз).

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ:

Проявляется в неожиданных действиях и в речи.

НЕГАТИВИЗМ:

Делает все наоборот, отказ от интересной деятельности, часто говорит слова «не хочу, не буду, нет».

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ:

Стремится обратить на себя внимание (даже негативным поведением), делает что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

ДУРАШЛИВОСТЬ:
Реагирует смехом на замечания взрослого, похвала или замечание взрослого не вызывают значительного изменения в поведении ребенка, передразнивает.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ  НЕУСТОЙЧИВОСТЬ:

Недовольное выражение лица, плачет, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, обижается при неудаче.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ:

Когда все дети вместе, стремится уединиться, входит в группу и сразу идет к игрушкам, занят своим делом и не замечает окружающих, не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику, псевдоглухота (не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную), избегает смотреть в лицо собеседнику.

КОНФЛИКТНОСТЬ:

Не уступает игрушки, не желает договариваться, не учитывает желания и интересы сверстников, сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на действия других.

ЭМПАТИЙНОСТЬ:

Сочувствует другому, пытается помочь, утешить, пожалеть, только иногда выражает сочувствие другому, не выражает сочувствия другому.

ЧЕСТНОСТЬ:

Всегда говорит правду, иногда говорит неправду, часто обманывает.

ПОСЛУШАНИЕ:

Почти всегда бывает послушным, в равной мере бывает послушным и непослушным, часто бывает непослушным, упрямый.

РЕАКЦИЯ НА ОДОБРЕНИЕ:

(Не) адекватное (радуется одобрению, ждет его, на одобрение не реагирует, равнодушен к нему). Понимание своего дефекта (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению).

РЕАКЦИЯ НА ЗАМЕЧАНИЯ:

Адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием), нет реакции на замечание, не адекватная (негативная, злится, обижается, делает на зло).

ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧЕ:

Неудачу оценивает, замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки, отсутствует оценка неудачи, негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Высокая, достаточная, снижена, крайне низкая. Быстро (медленно) включается в работу. Легко (с трудом) переключается с одного вида работы на другой. Темп работы (быстрый, средний, медленный). Причины замедления темпа (обдумывание, тщательное выполнение, снижение психологической активности, усталость, вялость, заторможенность). Когда наблюдается спад работоспособности( указать время). Работает с удовольствием, из подчинения, сосредоточенно, часто отвлекается.

ОБУЧАЕМОСТЬ,  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОМОЩИ:

Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание. Ребенок обучаем, использует помощь взрослого, переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому (норма). Обучаемость низкая (помощь использует недостаточно, перенос знаний затруднен). Обучаемость отсутствует (помощь не используется, нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания).

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Проявляет интерес к игрушкам, проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам (указать с чем предпочитает играть). Игровой интерес (не) стоек (длительно занимается одной игрушкой, переходит от одной игрушки к другой, проявляет поверхностный интерес к игрушкам). Интереса к игрушкам не проявляет, с игрушками никак не действует. Играет один, в паре, коллективно. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельные игры не организует. Адекватность употребления игрушек (совершает неадекватные действия с предметами, игрушки использует адекватно в соответствии с их назначением). Неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает …). Специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов. Предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением. Выстраивает цепочку игровых действий, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая игра. (Не) умеет найти себе дело.  (Не) умеет играть самостоятельно. Умеет дружно, без конфликтно играть, конфликты возникают, но редко, часто ссорится, играя с другими детьми. Одинаково успешно выполняет в игре главные и второстепенные роли. В игре чаще подчиняется детям и выполняет второстепенные роли, руководить игрой не берется.

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность, (не) уверенность, пассивность, безразличие, небрежность. Указать какие затруднения испытывает в учебной деятельности. Какие занятия предпочитает, нуждается ли в помощи, заинтересованность в выполнении заданий. (Не) понимает  инструкции воспитателя, не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность хаотична и бесцельна; принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

 

ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Активен, заинтересован, пассивен, безразличен. Проявление элементов творчества (штампы, копирование, использование ранее приобретенных навыков, наличие новизны).

ОСОБЕННОСТИ  ИНТЕРЕСОВ:

Перечислить все, что интересует данного ребенка.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ:

Навыки самообслуживания (не) соответствуют возрасту. (Не) стремится к самостоятельности. Предпочитает, чтобы за него все делали другие. (Не) нужна помощь взрослого, (не) опрятный, (не) следит за своим внешним видом. Указать отношение к трудовым поручениям, к дежурству в группе;может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи.
 

МОТОРИКА:

Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр). Переученный левша. Развитие манипуляторной функции рук (отсутствует хватание, манипулировать не может, но есть хватание, резко ограничена, мелкая моторика (не)достаточно развита, согласованность действий рук (норма, отсутствует).

Общая моторика: норма, (не) значительно нарушена координация, моторно неловок, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), Нарушение координации движений (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ:

 

во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий; какое внимание преобладает- произвольное, непроизвольное, обращает внимание только на то, что ему интересно; медленно запоминает и быстро забывает, быстро

запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывание содержания сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на 

второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая, моторная; плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; (не) осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет?Кто летает, а кто бегает? и т.д.; (не) подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты;(не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима) (не) понимает содержание сюжетных рядов и картин, (не) выделяет главное в воспринимаемой информации (не) выполняетсчетные операции; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы,  (не) понимает смысл предлагаемых заданий.

 

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ:

Соответствует возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы.

 

СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:

 

Сформированность элементарных математических представлений:

количество и счёт - (не)дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах (в зависимости от возраста детей), (не)знает цифры от 1 до…,  (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт), (не)знает элементы знаковой символики (<, >, +, - ,=), (не)владеет составом числа …, (не)решает примеры в пределах…, (не)решает задачи на наглядном материале.

Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета и оттенки, группирует предметы по цвету.

Восприятие формы: не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года.

Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова,  определяет положение предметов в пространстве.

Конструктивная деятельность: (не) умеет  правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ:

(не) называет своё имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года (не) затрудняется обозначать словом; признаки времён года называет (затрудняется) не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны.        

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ РЕБЕНКА:

Понимание обращённой речи( импрессивная сторона речи): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы, ниже возрастной нормы,  на бытовом, номинативном, предикативном уровне; (не) понимает, затруднено понимание смысловых и падежных вопросов, грамматических категорий и форм, одно-двух-трёх ступенчатых предложных конструкций, понимание и употребление предлогов, выраженное недоразвитие семантической стороны речи/ ситуативный уровень.

Экспрессивная сторона речи – трудности отражённой речи/ подражательные возможности ограничены; речь спонтанная, быстрая, непонятная, смазанная.

 

Звуковая сторона речи (характеристика особенностей звукопроизношения): в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения), поли/ мономорфная дизартрия/дислалия; особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен; фонематическое восприятие снижено;не сформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом слова. Нарушение произношения речевых звуков, обусловленных недоразвитием моторики артикуляционного аппарата, снижением слухоречевой памяти, запаздывающим развитием фонематического восприятия.

Просодическая сторона речи ( ритм, темп, тембр, логическое ударение)  –норма, (достаточно) нарушена, указать что именно нарушено.

Словарный запас  - норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода,  резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи)  ограничен; слоговая структура слова( не) нарушена, искажена, негрубые дефекты слоговой структуры слова.

Грамматический строй речи - сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование  множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными, нарушено понимание и употребление предлогов.

Связная речь( диалог и монолог) - соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно  или полной  фразой, умение строить предложения по демонстрации,  действий по картинке, умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных  картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.

Не сформированность звуковой стороны речи, слоговой структуры, лексики, грамматики обусловлены ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ I уровня на фоне ст.ф. дизартрии.

Строение  и  подвижность артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная связка, (без) аномалия зубно-челюстного ряда.

Рекомендации: развитие понимания обращённой речи, оречевление всех действий, накопление и активизация словаря, формирование речевого высказывания, предметно-практические виды деятельности (конструктивные), коррекция и развитие познавательной деятельности

 

Категория: Статьи | Добавил: ulius77 (14.10.2020) | Автор: МДОУ №15, г. Раменское
Просмотров: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar