Главная » Статьи » Статьи

«Совершенствование культуры речи педагогов при написании характеристик на воспитанников ДОУ»

  Культура речи – важный профессиональный навык педагога, которым обязательно нужно овладеть.

Тренинг (тренировка) – быстрый, эффективный метод обучения.

Характеристика –  документ, содержащий важную и существенную информацию о ребёнке.

Цель тренинга: научить педагогов ДОУ составлять психолого-педагогическую характеристику на каждого конкретного ребёнка.

Задачи тренинга:

  1. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
  2. Тренировать умение чётко и ясно выражать свои мысли, говорить и писать грамотно и точно.
  3. Тренировать умение не только привлекать внимание своей речью, но и воздействовать при общении на коллег и на родителей.
  4. Уточнить и закрепить знания педагогами  профессиональных терминов.
  5. Научить педагогов давать адекватную, корректную характеристику каждому конкретному ребёнку.
  6. Развивать культуру общения, уважительно относиться к чести и достоинству воспитанников и их родителей, быть доброжелательными; давая характеристику, опираться на положительные стороны ребёнка,  видеть перспективу его развития.

Актуальность тренинга:

  1. Культура речи важная составляющая профессиональной компетенции педагога.
  2. С внедрением в практику ДОУ инклюзивного образования, с увеличением количества детей с ОВЗ у всех педагогов ДОУ появилась необходимость в составлении характеристик на воспитанников.

Практическая значимость тренинга:

Тренинг разработали педагог-психолог Королёва Т.И. и учитель-логопед Вдовина Н.А.. Провели его с  педагогическим составом и  внедрили  в практику работы МДОУ № 15. Тренинг используется не только воспитателями, но и специалистами ДОУ, уполномоченным по защите прав ребёнка  с целью написания характеристик на ПМП консилиум, районную ПМПК, на запросы из уполномоченных органов ( из суда и органов опеки). Воспитатели используют тренинг, при составлении профессиональной, конкретной и адекватной характеристики для родителей.

Функциональность тренинга:

1.Педагоги затрачивают меньше времени для написания характеристик.

2.Характеристики могут быть написаны как индивидуально, так и коллективно членами ПМП консилиума.

3.Педагог может составлять характеристику непосредственно во время тихого часа, находясь в группе с детьми.

4.Используя готовые шаблоны и формулировки, педагог может точно, ёмко, грамотно и объективно составить характеристику на конкретного ребёнка.

5.Появляется возможность сохранять характеристики в электронном виде.

6.Повышается эффективность общения в работе с родителями.

Методические требования к речи педагога:

      Характеристика даётся как в устной, так и в письменной форме.  К ней можно применить следующие методические требования:

  1. Правильность – соответствие речи языковым нормам.
  2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
  3. Логичность – коммуникативное качество речи, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано излагать её содержание.
  4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
  7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Семь компонентов нашей речи.

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота. 

А выразительность какая! Ведь от неё поёт душа!

Требования к написанию характеристики:

. Характеристика ребёнка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

2. Изучение дошкольников проводится в естественных условиях.

3. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.

4. Характеристика дается с учётом его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребёнка со сверстниками и со взрослыми.

5. Ребенку с особыми образовательными потребностями даётся более развернутая характеристика, где указывается не только негативные проявления дошкольника, но и положительные стороны, предлагаются рекомендации по дальнейшему сопровождению.

Методы диагностики:

1.Наблюдение за детьми в разных видах деятельности.

2.Беседы.

3.Опрос.

4.Диагностика усвоения программы ДОУ по всем разделам (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

5.Анализ продуктивной деятельности.

6.Социометрия.

7.Мониторинг развития (педагог-психолог).

8.Диагностика речевого развития (учитель-логопед).

Диагностика проводится с целью получения отчётливого представления о динамике развития ребёнка.

Работа с родителями

Деятельность педагога напрямую связана с общением с родителями. Владение культурой речи- это характеристика профессиональной пригодности воспитателя. Каждый педагог часто сталкивается в своей работе с ситуацией, когда ему необходимо дать устную характеристику ребёнка в ответ на вопрос родителя:«Как мой малыш?». Умение доброжелательно, ясно и логично выражать свои мысли в виде чётких формулировок, учитывая ситуацию общения, позволяет обратить внимание родителя на сильные и слабые стороны ребёнка, найти совместные пути решения, следуя рекомендациям воспитателя. Ведь важной задачей является сотрудничество и взаимопонимание родителя и педагога, направленных  на благополучие ребёнка.

Рекомендации для воспитателей

  1. Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным. Необходимо учить родной язык!
  2. Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия.
  3. Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.
  4. Избавляйтесь от слов-паразитов.
  5. Будьте уверенными в себе.
  6. Совершенствуйте технику речи.
  7. Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
  8. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством! Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль.
  9.  Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.

    

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: ulius77 (13.10.2020) | Автор: МДОУ №15, г. Раменское
Просмотров: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar