Главная » Статьи » Статьи

Вариативная модель экстернальной интеграции детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида

Вариативная модель экстернальной интеграции детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида

МДОУ  Детский сад комбинированного вида №79

 

Заведующий Курочкина Ю.Н.,

учитель-логопед Черноусова Ю.В., 

учитель-логопед Кутейникова  Е.А.

 

     Анализ социальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал наличие семей с  детьми дошкольного возраста, имеющими отклоне­ния в развитии, которые по тем или иным причинам, не могут посещать ДОУ и получать необходимую коррекционную помощь. Данная ситуация послужила идеей для создания в МДОУ №79 инновационного проекта: «Вариативная  модель экстернальной интеграции  детей с ОВЗ в ДОУ  комбинированного вида».  

     На базе МДОУ №79 функционируют группы комбинированной направленности,  которые посещают  дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие  недостатки в физическом и  психологическом развитии, и препятствующие получению образования без создания специальных условий (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами психики,  с нарушением интеллекта). Дети с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников.   

    Интеграция    предполагает   совместное обучение   и воспитание детей с разными видами ограничений возможностей здоровья и детей здоровых. В то время, как   инклюзия является радикальным вариантом интеграции, с изменениями социально-педагогической среды и полной перестройкой  учебно-воспитательного процесса.  

  В современной  педагогике выделяют два вида интеграции: интернальная интеграция, когда   совместно обучаются   дети с различными  видами нарушений развития  внутри системы специального образования, и экстернальная интеграция, при которой осуществляется совместное  обучение детей с нормальным психофизическим развитием и детей с ОВЗ в системе общего образования  в рамках    вариативных форм: полной, временной и точечной.

  При   полной форме дети  с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников в условиях  комбинированной группы полного дня, где  они осваивают образовательную программу ДОУ и получают необходимую коррекционную помощь. Во временной форме   дети  с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников в условиях группы кратковременного пребывания. В точечной форме дети по состоянию здоровья посещают лишь некоторые мероприятия, отдельные режимные моменты  в ДОУ, включаясь в среду нормально развивающихся сверстников на время проводимых мероприятий.  

    В МДОУ №79 успешно реализуется одна из форм экстернальной интеграции – полная форма, в которой дети  с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников в условиях  комбинированной группы полного дня. Предпосылкой успешного развития детей с ОВЗ является адаптивная микросреда в ДОУ - социально-педагогическая система, которая приспосабливается  к условиям меняющейся внешней среды и  способна  максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями.

    Исходя из потребностей родителей, чьи  дети с проблемами в развитии не посещают  дошкольные учреждения  по тем или иным причинам, и многолетнего эффективного опыта работы с такими детьми, коллектив МДОУ пришел   к пониманию необходимости внедрения  в ДОУ точечной формы интеграции и создания Пункта консультативно-диагностической помощи семьям детей с ОВЗ.

 Точечную    форму  могут посещать следующие категории детей с ОВЗ:

- дети с интеллектуальной недостаточностью;

- задержкой  психического развития;

- с психическими нарушениями;

- тяжелыми нарушениями речи; 

- нарушениями опорно-двигательного аппарата легкой степени, осложненными ЗПР, ОНР;

- сложными дефектами развития. 

В  условиях точечной формы дети включаются в воспитательно-образовательный процесс на время проводимых мероприятий, интегрируясь в среду нормально развивающихся сверстников.

       В зависимости от индивидуальных особенностей развития,  предполагается различная степень  включенности детей с ОВЗ в педагогический процесс  в условиях функционирования вариативных форм экстернальной интеграции. Включенность детей с ОВЗ в образовательное пространство  в полной форме составляет 100 %, в точечной форме 50%.

      Воспитательно-образовательный процесс  проводится специалистами и  воспитателями,  с участием родителей.   Специалисты проводят  коррекцию нарушений развития, а воспитатели в режимных моментах  развивают социально-личностные качества детей с ОВЗ. Работа педагогического коллектива  строится в тесной взаимосвязи. Удовлетворение образовательных  потребностей детей с ОВЗ в условиях экстернальной интеграции происходит по следующим направлениям:  усвоение образовательной программы ДОУ, развитие высших психических функций, социально-личностная адаптация, оздоровление детей, подготовка к школе, и зависит от индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ.      

      Деятельность специалистов в рамках Пункта консультативно-диагностической помощи будет осуществляться по следующим направлениям: психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ,  составление индивидуальных образовательных  маршрутов и педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках точечной формы интеграции.

       Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся сверстников и максимальной коррекции имеющихся недостатков развития. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.  В этом и есть главный смысл нашей работы!

 

Литература:

  1. Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57
  2. Инклюзивный детский сад. Организация образовательного процесса. Партнерство с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Психологическая поддержка родителей детей-инвалидов. Управление инклюзивным детским садом.- //Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2013, №12.
  3. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт /авт.-сост. А.А.Наумов.- Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Картухина Г.Н. Организация развивающего пространства в условиях интегрированного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.- //Методист, 2008, №2.
  5. Комплексная работа с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Учебно – методические материалы предлагает библиотека ИРРО (электронные материалы есть в библиотеке ЦРОиИТО).

 

Категория: Статьи | Добавил: ulius77 (07.09.2016)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar