Главная » Статьи » Статьи |
Вариативная модель экстернальной интеграции детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида МДОУ Детский сад комбинированного вида №79
Заведующий Курочкина Ю.Н., учитель-логопед Черноусова Ю.В., учитель-логопед Кутейникова Е.А.
Анализ социальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал наличие семей с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии, которые по тем или иным причинам, не могут посещать ДОУ и получать необходимую коррекционную помощь. Данная ситуация послужила идеей для создания в МДОУ №79 инновационного проекта: «Вариативная модель экстернальной интеграции детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида». На базе МДОУ №79 функционируют группы комбинированной направленности, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии, и препятствующие получению образования без создания специальных условий (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами психики, с нарушением интеллекта). Дети с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников. Интеграция предполагает совместное обучение и воспитание детей с разными видами ограничений возможностей здоровья и детей здоровых. В то время, как инклюзия является радикальным вариантом интеграции, с изменениями социально-педагогической среды и полной перестройкой учебно-воспитательного процесса. В современной педагогике выделяют два вида интеграции: интернальная интеграция, когда совместно обучаются дети с различными видами нарушений развития внутри системы специального образования, и экстернальная интеграция, при которой осуществляется совместное обучение детей с нормальным психофизическим развитием и детей с ОВЗ в системе общего образования в рамках вариативных форм: полной, временной и точечной. При полной форме дети с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников в условиях комбинированной группы полного дня, где они осваивают образовательную программу ДОУ и получают необходимую коррекционную помощь. Во временной форме дети с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников в условиях группы кратковременного пребывания. В точечной форме дети по состоянию здоровья посещают лишь некоторые мероприятия, отдельные режимные моменты в ДОУ, включаясь в среду нормально развивающихся сверстников на время проводимых мероприятий. В МДОУ №79 успешно реализуется одна из форм экстернальной интеграции – полная форма, в которой дети с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников в условиях комбинированной группы полного дня. Предпосылкой успешного развития детей с ОВЗ является адаптивная микросреда в ДОУ - социально-педагогическая система, которая приспосабливается к условиям меняющейся внешней среды и способна максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями. Исходя из потребностей родителей, чьи дети с проблемами в развитии не посещают дошкольные учреждения по тем или иным причинам, и многолетнего эффективного опыта работы с такими детьми, коллектив МДОУ пришел к пониманию необходимости внедрения в ДОУ точечной формы интеграции и создания Пункта консультативно-диагностической помощи семьям детей с ОВЗ. Точечную форму могут посещать следующие категории детей с ОВЗ: - дети с интеллектуальной недостаточностью; - задержкой психического развития; - с психическими нарушениями; - тяжелыми нарушениями речи; - нарушениями опорно-двигательного аппарата легкой степени, осложненными ЗПР, ОНР; - сложными дефектами развития. В условиях точечной формы дети включаются в воспитательно-образовательный процесс на время проводимых мероприятий, интегрируясь в среду нормально развивающихся сверстников. В зависимости от индивидуальных особенностей развития, предполагается различная степень включенности детей с ОВЗ в педагогический процесс в условиях функционирования вариативных форм экстернальной интеграции. Включенность детей с ОВЗ в образовательное пространство в полной форме составляет 100 %, в точечной форме 50%. Воспитательно-образовательный процесс проводится специалистами и воспитателями, с участием родителей. Специалисты проводят коррекцию нарушений развития, а воспитатели в режимных моментах развивают социально-личностные качества детей с ОВЗ. Работа педагогического коллектива строится в тесной взаимосвязи. Удовлетворение образовательных потребностей детей с ОВЗ в условиях экстернальной интеграции происходит по следующим направлениям: усвоение образовательной программы ДОУ, развитие высших психических функций, социально-личностная адаптация, оздоровление детей, подготовка к школе, и зависит от индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ. Деятельность специалистов в рамках Пункта консультативно-диагностической помощи будет осуществляться по следующим направлениям: психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ, составление индивидуальных образовательных маршрутов и педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках точечной формы интеграции. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся сверстников и максимальной коррекции имеющихся недостатков развития. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. В этом и есть главный смысл нашей работы!
Литература:
| |
Просмотров: 495 | |
Всего комментариев: 0 | |